Какие инструменты нужны в гараже, а какие нет

Чтобы автомобиль всегда выглядел и ездил, как новый, ему нужен качественный уход и обслуживание. В крупных городах на каждом повороте стоит СТО или шиномонтаж. Но ездить туда по мелочам невыгодно. Заменить фильтры или подкачать колеса проще и выгоднее самому. Зачем переплачивать деньги за то, что лучше сделать своими руками в гараже? Я собрал минимальный набор инструментов и электрооборудования полезного каждому водителю и расширенный профессиональный набор – для настоящих фанатов своего дела.

«Программа-минимум» для начинающего автолюбителя

В данный список входит перечень оборудования, которое просто незаменимо для обслуживания автомобиля. С ним Вы сможете ограничить посещение автосервисов и сэкономить время и средства. И так, начнем мы с самого необходимого – набора ручных инструментов.

Как напрасно потратить «кучу денег» на инструменты?

Если Вы хоть иногда заглядываете под капот и любите покопаться в машине, без ручных инструментов Вам не обойтись. В интернете без проблем можно найти абсолютно любой автомобильный набор, от компактного минимального кейса и до профессионального, который больше полезен для работников автосервиса.

Рассмотрим, что из вместимого Вам точно пригодиться, а на что Вы просто выкинете деньги впустую. Прежде всего в «обязательном» наборе должно быть три вида плоскогубцев:

  • прямые – универсальные для работы с проводкой, откручивания и закручивания болтов, гаек;
  • кусачки – чтобы аккуратно «перекусывать» жилы в проводке или проволоку;
  • круглогубцы с заточенными концами – чтобы снимать поршневые кольца.

Для откручивания гаек и креплений Вам понадобится набор торцевых головок. В специальных автомобильных наборах продаются головки номиналом от 8 мм до 22мм. Но, на всякий случай лучше докупите маленькие на 4мм или 5мм, они могут понадобиться, чтобы снять аккумулятор. В отечественных автомобилях может быть еще востребованы на 24мм или 30мм.

Для свечи нужна свечная высокая головка на 16мм. Вместо нее можно использовать специальный свечной ключ.

Исходя из разноразмерности головок, понадобится, как минимум одна рукоятку с храповиком, но Вам тогда не обойтись без переходника для присоединительного квадрата:

  • 1/4″ подходит для головок от 4мм до 13мм;
  • 1/2″ – для 14-30мм.

В ином случае купите две рукоятки с разноразмерными квадратами. Маленькой рукояткой удобнее пользоваться в труднодоступных местах под капотом. Чтобы можно было выкручивать крепления в углублениях, Вам также понадобится удлинитель 1/2″ на 125 мм и 1/2″ на 250мм.

Обычно все это уже собрано в профессиональных и полупрофессиональных наборах инструментов (посмотреть подходящий набор рекомендую здесь). С головками обычно идут рожково-накидные ключи от 3мм до 19мм. Чем больше номиналов в наборе, тем лучше:

  • на 15мм нужен для обслуживания тормозной системы;
  • на 16мм для удержания контргайки на гидроусилителе;
  • на 17мм для амортизаторов и прочее.

Там не часто встречается ключ на 24мм, это специнструмент и он востребован в отечественных автомобилях, потому на ВАЗ или ГАЗ лучше докупить его отдельно. Больше номинал покупать нет смысла, так как он вряд ли пригодится.

Один из самых бесполезных ключей на 18мм, он практически нигде не нужен. Если Вы сами собираете набор, для автомобиля его покупать необязательно.

Чтобы было удобнее откручивать, берите рожково-накидные ключи с загибом головки на 15°, а не прямые.

Для колес нужен динамометрический, контролирующий силу затяжки, чтобы не сломалась резьба. Если Вы начнете затягивать гайку слишком сильно, головка ключа будет проворачиваться, не давая это сделать.

В автомобильный набор часто входит шестигранник на 12мм. Он нужен, чтобы откручивать сливные отверстия на мостах и коробке передач.

Для замеров сечений и параметров деталей понадобится штангенциркуль, а для салона и кузова – карманная рулетка. Хватает самой простой до двух метров. Нет гарантии, что Вы будете пользоваться ей часто, но в нужный момент она всегда будет под рукой, тем более стоит всего 5$.

В любом гараже сложно обойтись без отвертки, а лучше чтобы их было две:

  • монолитная большая плоская – чтобы можно было использовать в качестве зубила или воротка;
  • со сменными битами – универсальная для разных креплений. Часто идет с трещоткой и удлинителями.

В набор также часто включается:

  • молоток – поможет и шаровую опору снять и тормозные колодки раздвинуть;
  • плоский напильник – чтобы в случае чего что-то подпилить или подточить после сварки;
  • лом – на все случаи жизни, ту же шаровую снять, если заклинит.

Прелесть набора инструментов в том, что все удобно и компактно сложено в кейсе, который можно (скорее нужно) брать с собой в багажник. Учитывая, что автомобили в городах ночуют преимущественно на парковках, большинство автомобилистов так и делает.

Выбирая ящик с инструментами, обращайте внимание, чтобы были крепкие защелки. Пластиковые защелки легко ломаются, Stanley выпускает наборы с металлическими головками. Стоимость среднего автомобильного набора около 70-80$, но с ним Вы сможете сами сделать первое ТО, заменить колесо и в дальнейшем обслуживать автомобиль. Но, помимо инструментов Вам точно пригодятся расходные материалы.

Какие расходники обязательно должны быть в машине

Прежде всего это болты и гайки популярных размеров, от 5мм до 22мм. При откручивании часто срывается болтовая резьба, слизываются грани гайки. Далее приходиться срезать крепление и ставить новое. Также гайки часто теряются, как при ТО, так и во время езды. Позаботьтесь о том, чтобы у Вас всегда они были, и чем больше, тем лучше. Со временем пригодятся.

Помимо механики, в автомобиле иногда случаются проблемы с проводкой или шлангами. Раньше для починки нужна была изолента. В современном автомобиле ей тоже хватает применения, но лучше, чтобы вместе с ней были термоусадочные трубки.

Они легко устанавливаются, прижигаются даже обычной зажигалкой, что позволяет делать быстрый ремонт «в полевых условиях». Лучше взять несколько диаметров от 10 мм до 30 мм, они применяются в машине чаще всего. Очень полезные, а стоят копейки.

Помимо того, чтобы соединить провод или «залатать» шлангу, часто ее еще нужно зафиксировать. В этом помогут кабельные стяжки. С ними легко уложить проводку, скрутить и стянуть, чтобы не болталась во время езды. Они помогут прикрепить что-либо на верхний багажник для транспортировки или летом повесить на окна солнцезащитные шторки. С ними можно даже временно прицепить колпаки к дискам, если оторвались крепления.

Новый автомобиль первые несколько лет обслуживается в официальном автосервисе, чтобы не аннулировалась гарантия. Потому ручного инструмента и расходников будет достаточно. Для подержанного и с хорошим пробегом уже нужен будет электроинструмент.

Какой электроинструмент понадобится в гараже

Первое, что точно понадобится – это болгарка. Обычно при ремонте кузова часто встречаются заржавевшие крепления, которые приходится спиливать. Если в «полевых условиях», это делается пилкой по металлу, то в гараже, чтобы не мучиться, быстрее будет болгаркой. Китайская стоит всего 15-20$, притом раз в месяц она Вам точно пригодится. При наличии собственного гаража это будет очень удобный и полезный электроинструмент, которого Вам хватит надолго.

Если у Вас частный дом, можете использовать болгарку также «по хозяйству»: распилить трубу для лавочки или профнастил для кровли. При частом применении китайская болгарка протянет максимум 3-4 месяца, лучше возьмите более качественную Bosch или Hyundai за 70-80$. В прочем, и тот и другой вариант лучше подбирать среди сотен болгарок на сайте официального дистрибьютора перечисленных брендов.

У подержанных автомобилей, особенно в ночующих на улице, после зимы начинают ржаветь диски или подвеска. Восстановление штампованных дисков в автосервисе будет стоить около 100$. Но их можно за пару часов обновить самому. Для этого нужно просто снять, очистить ржавчину, загрунтовать и покрасить баллончиком.

Все, что Вам нужно – это баллончик с краской и дрель с чистящей насадкой. Китайская безударная дрель стоит от 20$. Ее вполне хватит для минимальной очистки коррозии, после которой металл будет меньше разрушаться и дольше прослужит.

По исполнению выбирайте угловую дрель – она самая удобная, что важно для работы в труднодоступных местах – под капотом, кузовом или за колесом.

У старых автомобилей очень часто бывают проблемы со ржавчиной, начиная от глушника и до того, что буквально «прогнивает» днище. В таком случае очистку от ржавчины придется делать часто, потому лучше вместо дрели возьмите нормальную шлифмашинку.

В нее выше обороты, из-за чего она лучше счищает ржавчину, а с боковой ручкой ее удобнее держать. Шлифмашинкой можно зачистить швы после сварки, и отполировать неровности.

Все эти инструменты представляют собой минимум для автомобиля. Но, если у Вас нет гаража, то придется где-то брать электричество в таком случае Вам не обойтись без удлинителя.

Какой удлинитель выбрать для небольшого гаража

Неудобно работать электроинструментами с коротким шнуром, потому удлинитель будет полезным, не только при ремонте на улице, но и в гараже. Для небольшого гаража обычно хватает удлинителя на 5-10м, для улицы, чтобы кинуть сеть с квартиры или дома может и 20м не хватит. Ориентируйтесь по тому, сколько Вам нужно. Количество разъемов не играет особой роли. Вряд ли Вы будете пользоваться многими электроинструментами одновременно. Обычно трех или четырех разъемов хватает с головой.

Выбирайте ударопрочный корпус, чтобы он не разбился от падения на землю или асфальт.

Удлинитель стоит всего 5-7$, но со временем точно Вам пригодится, притом занимает мало места. Его удобно возить в багажнике вместе с другими инструментами. Таким образом Вы сможете сами делать минимальное обслуживание двигателя (замена масла) и тормозной системы (замена колодок) вместо посещений СТО. При частом пользовании Вы быстро отобьете свои вложения.

А теперь перейдем к электрооборудованию, которое в гараже не быстро окупится. Им пользуются преимущественно фанаты, знающие свое дело и превратившие гараж в мини-СТО

Электроинструменты для профессионального обслуживания

Комплексное обслуживание может включать рихтовку кузова, чистку топливной системы и прочее. Все эти операции делаются раз в несколько десятков тысяч километров пробега и требуют особых знаний. В данном случае лучше заехать раз в год на автосервис и довериться профессионалам.

Первое с чего стоит начать, это мелкие инструменты, которые редко применяются в большинстве гаражей.

Чем дополнить набор ручного инструмента?

В любого автомобиля время от времени случаются проблемы с проводкой. Чтобы самому ее проверить и починить понадобится время и опыт, потому лучше чтобы это сделали на автосервисе.

Некоторые заядлые автолюбители делают это сами, применяя собственный инструмент. Прежде всего это мультиметр. Обычно в нем также присутствуют удобные и нужные функции вольтметра и амперметра. Таким «карманным» приборчиком легко определить степень нагрева и найти слабые места в проводке.

Для отдельных деликатных работ с автомобильной проводкой может потребоваться маленькая отвертка. Потому, лучше, чтобы такая была в «арсенале».

При частой работе с проводкой Вам наверняка надоест разогревать термоусадочные трубки зажигалкой. Здесь понадобится технический фен. С ним Вы можете «усаживать» быстрее и качественнее.

Стоимость профессионального фена начинается от 20$. Но, он пригодится не только в машине, но и по дому: заделать трещину в пластике, снять пленку со стеклопакета и прочее. Если на корпусе появилась вмятина, Вам потребуется рихтовочный молоток. Обрезиненная головка позволит аккуратно и точечно ударить, чтобы вернуть металл в исходную форму. Но, опять же таки это надо уметь.

В расширенный набор также входят тиски (или струбцины). Они нужны чтобы выпрессовать подшипник, или любую другую деталь. При ремонте часто требуется зажать что-либо, удержать. Потому, лучше берите тиски с большей шириной захвата.

По наборам инструментов, обычного кейса на 100-110 инструментов может не хватить. Если, Вы ремонтируете не только собственную машину, лучше берите расширенный профессиональный набор. Так как Вы, наверняка, будете применять инструменты часто, старайтесь не брать китайские E.Next и прочее. Лучше возьмите Bosch, Stanley или Hyundai, с прочной и стойкой к коррозии хром-ванадиевой стали. Они прослужат в разы дольше, а при бережном хранении застанут еще Ваших детей и внуков.

Многие водители Hyundai берут инструменты того же производителя, так как там уже собрано все необходимое, и точно не будет проблем с совместимостью, что удобно при обслуживании.

Среди ассортимента производителей Вы также встретите отечественные дешевые аналоги, например, «Сталь». Они уступают по качеству зарубежным, и больше подходят для нечастого домашнего ТО.

В отличие от обычного гаража, здесь понадобится больше профессиональных электроинструментов. Один из популярных – компрессор.

Зачем в гараже компрессор?

Подкачка шин стоит копейки в СТО, потому многие с ней не «заморачиваются». На всякий случай в машине всегда должен быть насос или маленький компрессор для шин. Он запитывается от автомобильного аккумулятора и за 2-3 минуты накачивает колесо. Но, автомеханики предпочитают держать в гараже обычный бытовой компрессор.

Дело в том, что в шинном компрессоре слишком маленькое давление всего 2-3 бара, а для покраски дисков или кузова требуется 7-8 бар. Этого вполне хватает также для продувки компрессора, чистки топливной системы или мытья двигателя. По объему хватит самой простой поршневой модели с ресивером до 40 л.

К нему можно также подключать пескоструйный пистолет для очистки ржавчины в труднодоступных местах, например, на тормозных суппортах.

Большинство бытовых компрессоров идут с функцией «автостоп». После того, как давление в баке достигнет критического уровня, электромотор автоматически выключится. Это удобно, так как Вам не нужно самому следить за уровнем давления.

Поршневой или ременной привод – особой разницы нет. Но, если Вы собираетесь его включать каждый день, лучше возьмите ременной, он надежнее и дольше прослужит.

Стоит хороший компрессор от 100$.Через определенное время он окупится, но дело в том, что не имея навыков, продувку топливной или покраску лучше делать в автомастерской, чем дома.

Покраска автомобиля вообще требует особой ловкости, так как если будет некачественной, то вы сделаете только хуже: со временем выгорит цвет, начнут появляться пузыри, под краской «заведется» ржавчина и прочее. Если самостоятельная покраска дисков еще допустима, то кузов лучше раз в 10 лет покрасить на СТО вместе с подрихтовкой и грунтовкой, потому не рискуйте.

Но, если Вы умеете красить автомобили, тогда почему бы и нет. Главное, выберите подходящий краскопульт.

Какой краскопульт подойдет для покраски

С компрессором выгоднее приобрести пневматический краскопульт, так как он в разы дешевле электрического. Хороший пневматический краскопульт стоит всего 10$, в то время, как электрический от 50$ китайский, и от 120$ немецкий.

Оптимальное рабочее давление для краскопульта составляет 4 атмосферы. Обычный мини-компрессор для подкачки колес здесь не подойдет, нужен более мощный на 7-10 атмосфер.

Покраска автомобиля должна проводится в специально оборудованном помещении (гараже) с хорошей вентиляцией и защитой от пыли. На свежую краску хорошо липнут пылинки, чем ухудшают качество покраски.

Далее выбирайте достаточный диаметр форсунки. Для большинства автомобильных красок подходит на 1,4-1,5 мм или с регулируемым соплом. Отдельные краскопульты отличаются также типом работы:

  • HVLP (низкого давления) – за счет низкого давление обеспечивает более качественную покраску тонкими равномерными слоями. Таким образом потери краски не больше 30-35%, что достаточно высокий показатель;
  • у HP (высокого давления) расход краски больше, но выше производительность, что важно при покраске всего корпуса.

Выбирайте тот, с которым привыкли работать. Для домашнего применения лучше HVLP, так как здесь главное сделать не быструю, но качественную и экономичную покраску. А вот сервисные центры предпочитают более производительные HP.

Если у Вас нет компрессора, но автомобиль не помешало бы подкрасить, тогда вместо него можете взять электрический с подключением от сети. Главные критерии при выборе – это производительность, емкость и расположение бака. В электрических краскопультах бак часто расположен снизу или сбоку, благодаря чему легче прицелиться и удобнее работать. У них также часто представлены дополнительные функции:

  • индикатор расхода краски – помогает контролировать емкость;
  • регулировка режима распыления – помогает аккуратнее наносить слои.

Чтобы покрасить кузов, нужна высокая производительность, а для дисков необходима точность.

Если мелкие царапины еще можно скрыть покраской, для устранения более серьезных повреждений уже нужна сварка.

Вы думаете, Вам никогда не понадобится сварочный аппарат? Или дешевле загнать машину к «Ивановичу»?

Сварка хоть и стоит недешево, но в гараже ей всегда найдется применение. Если при откручивании сломался болт, к нему можно приварить кусок железа и выкрутить. Обычной сваркой привариваются только стальные детали.

Если у Вас старый или подержанный автомобиль, у него могут быть проблемы с прогнившим корпусом, «съеденной» ржавчиной подвеской, отломанными креплениями, выхлопной и прочим. В таких случаях сварка будет очень полезной.

Хорошая модель стоит около 200$, потому для мелких ремонтов ее взять целесообразно. Особенно, если Вы этим занимаетесь профессионально. Тем более с ней можно обслуживать не только машину, но и весь дом: построить забор из металлического профиля, сварить раму стула, починить сломанную кувалду и прочее.

Болгаркой можно вырезать «сгнивший» кусок металла, а сваркой вварить новый. Главное, не нарушать геометрию кузова.

Элементы двигателя обычно делаются из цветных металлов, для которых нужна аргонодуговая сварка. Ее стоимость начинается от 500$, и в обычном гараже она попросту не нужна. В СТО Вы отдадите за такой ремонт 200-300$. Но, это настолько редкая и опасная поломка (и без гарантий успеха), что чаще выкидывают старый движок и покупают новый. Чтобы варить движок самому, без преувеличений, нужно быть гуру, потому держать в гараже аргонодуговую сварку – нецелесообразно.

Что из приведенного списка покупать, а что – нет, выбор за Вами. Но, собрав в гараже достаточное количество инструментов и электрооборудования, Вам не придется тратить много денег на СТО. Со временем все это будет окупаться, а Вы получите моральное удовольствие, обслуживая любимое авто.

Шарапов О.А (c)

Упоминание некого Ивановича не является рекламой=)


Не пропустіть