Конь с Уолл-стрит. Новая жизнь Ferrari
Недавно Ferrari вышла из состава «Фиата», а к Женевскому автосалону подготовила свою первую новинку после обретения суверенитета — Ferrari GTC4Lusso. Всё это происходило на фоне обвального падения котировок акций фирмы на Нью-Йоркской бирже. Как же случилось, что Ferrari — быть может, впервые в своей истории — так разочаровала людей с деньгами?
«Сначала придется меня пристрелить», — сказал в начале февраля на пресс-конференции глава Ferrari Серджо Маркионне в ответ на вопрос, не пора ли компании делать кроссоверы по примеру конкурентов. Вопрос мог показаться ему издевкой. В прошлом октябре вся деловая пресса разнесла весть о на редкость успешном IPO: Ferrari оценили в $10 млрд, и стало ясно, что она является крупнейшим бриллиантом в короне «Фиата» и «Крайслера». Фактически оказалось, что капитализация Ferrari составляет около половины стоимости всего FCA. Теперь же руководству приходится оправдываться за чудовищный провал на бирже: кто купил акции Ferrari в октябре 2015 года, к февралю 2016 г. потерял около 40% своих вложений. А тут еще журналисты с дурацкими вопросами про кроссоверы.
МММаранелло. Финансовая драма
Свою независимость Ferrari потеряла в 1969 году, когда продала 50% акций «Фиату», который впоследствии увеличил свою долю до 90%. Оставшиеся 10% сохранились у семьи Феррари, и сегодня ими владеет 70-летний сын основателя компании Пьеро Феррари. И это единственное, что остается неизменным.
В октябре 2015 года история марки совершила резкий поворот. Итальянская фирма впервые выпустила акции в свободную продажу на бирже, и теперь купить себе частичку Ferrari может любой желающий.
По задумке руководства компании, в ходе IPO покупателями акций должны были стать, в первую очередь, физические лица, в основном — владельцы машин Ferrari, которым еще прошлым летом разослали специальные предложения. При этом, речь не идет о том, что в один прекрасный день фирма может перейти под контроль какого-нибудь случайного инвестора. На публичные торги выставили менее 10% акций. Основная же часть фиатовского пакета не попала в открытую продажу, а была распределена между акционерами «Фиата». Так, инвестиционная компания семьи Аньелли, которая является крупнейшим совладельцем FCA, получила более 40% голосующих акций в Ferrari.
Говорят, биржевая цена учитывает всё: прошлые, настоящие и ожидающиеся события. Так утверждал Чарльз Доу, один из основателей компании Dow Jones. Если посмотреть на динамику цен на акции Ferrari за последние несколько месяцев, то мы увидим сначала огромные надежды инвесторов, а потом глубочайшее разочарование.
Поначалу игроки фондового рынка были убеждены в хороших перспективах развития фирмы и без сомнения покупали акции. Ценные бумаги в первый же день стали торговаться по максимальной цене размещения — $52 за акцию, потом быстро взлетели почти до $61. Логика в том была: считается, что по операционной рентабельности Ferrari превосходит почти всех существующих автопроизводителей.
Для своих акций Ferrari выбрала звучное биржевое обозначение «RACE». Правда, пока фирма эту «гонку» проигрывает. В феврале за одну акцию давали менее $32.
«Я не понимаю реакцию рынков. Мы продемонстрировали лучшие финансовые показатели в истории…», — заявил в начале февраля Серджо Маркионне. В тот день фирма представила финансовый отчет за прошлый год, и он оказался рекордным: фирма продала 7 664 автомобиля, что на 6% больше, чем в 2014 году. Казалось бы, дела идут отлично. Но у Ferrari растут и расходы: выйдя из состава FCA, компания теперь должна самостоятельно искать источники финансирования новых разработок. Какими они будут, мы еще не знаем, но вложения в будущее фирмы уже негативно сказалось на прибыли: в последнем квартале 2015 года она оказалась на треть ниже, чем годом ранее. Узнав эти цифры, рынок отреагировал однозначно: акции за один день рухнули на 14%.
Еще оставалась надежда, что, увидев GTC4Lusso, держатели акций вновь обретут оптимизм. Этого не произошло.
Автоцитирование и самоповторы
История знает случаи, когда премьера нового суперкара вызывала большое воодушевление инвесторов. Так было ровно год назад, когда Audi представила R8 нового поколения: это событие явно выделяется как резкий взлет на графике на фоне соседних «плоских» месяцев. Держатели акций быстро разбогатели почти на 20%.
Почему премьера Ferrari GTC4Lusso совершенно не обнадежила биржевых игроков?
У новинки практически нет общих кузовных панелей с уходящей с рынка Ferrari FF, однако стилистическими различиями дело и ограничилось. Под капотом — прежний V12 (6,3 л), мощность которого повысили лишь чуть-чуть: с 660 до 680 л.с. Существенное техническое новшество лишь одно: задние колеса научились поворачивать на небольшой угол.
Держатели акций взглянули на результаты продаж Ferrari FF и выяснили, что эта модель плохо идет на рынке: за прошлый год продажи универсала упали на четверть. Что и говорить, GTC4Lusso слишком уж недалеко ушла от FF, чтобы ожидать большего рыночного успеха. И, главное, нет шансов на прорыв в новые рыночные ниши — в определенном смысле сегодня Ferrari выпускает те же машины, что и 30 лет назад.
А чем заняты конкуренты? У Porsche уже давно есть два кроссовера, и именно они обеспечивают основную часть заработка. У Lamborghini полным ходом идет разработка внедорожной модели Urus, которая выйдет на рынок через два года, у Aston Martin к 2020 году ожидается первый «паркетник». А у Maserati уже все готово! На Женевском автосалоне дебютировал серийный внедорожник Maserati Levante — итальянский ответ «Кайену».
И только Ferrari не готова поступиться принципами: никаких автомобилей «на каждый день».
Вот если бы Ferrari представила кроссовер, лучше всего электрический, — тогда рынок был бы под впечатлением. Презентация Tesla Model X в начале сентября 2015 года вызвала только позитивный отклик на бирже. И капитализация «Теслы» на сегодняшний день превышает $28 млрд. Что же касается Ferrari, через какое-то время после разочаровывающего начала февраля дела на бирже пошли получше, но на сегодняшний день фирму оценивают лишь в $7,9 млрд против $10 млрд в прошлом октябре.
* * *
В этом году руководство Ferrari обещает рост финансовых показателей, впрочем, небольшой: годовые продажи суперкаров должны вырасти на 200 штук с небольшим (до 7900 экземпляров). Прибыль до вычета налогов (EBITDA) увеличится с €748 млн до €770 млн. Много это или мало? Держатели акций ждали большего, но у компании пока есть запас прочности, чтобы пережить трудности, с которыми она столкнулась в процессе отделения от «Фиата». И все же инвесторы в волнении, ведь современный мир слишком изменчив. И даже такой «корабль», как Ferrari может при неправильном руководстве пойти ко дну. Так или иначе, теперь купить себе символическую частичку Ferrari стало проще: цена одной акции сейчас составляет $42.