Виды смазочных материалов для автомобилей

Для поддержания любого автомобиля в отличном состоянии необходимы смазочные материалы разных типов. Они выполняют множество задач, помогая защитить движущиеся части от преждевременного износа. Другие функции смазок – предотвращение коррозии, очистка деталей от металлической пыли и частиц грязи, отвод тепла. Существуют десятки видов смазочных материалов, которые, в зависимости от состава, решают разные задачи.

Моторное масло

Первая группа смазок – это моторные масла. Они состоят из базовых масел и различных присадок, позволяющих обеспечить максимальную защиту движущихся компонентов двигателя. Это помогает не только уменьшить трение между движущимися частями, но и эффективно очищать двигатель от шлама и нагара, нейтрализовать кислоты, которые могут попадать в топливо и в результате окисления.

Существует 3 основных типа моторных масел:

  • Синтетические. Состоят из искусственно синтезированных органических компонентов и присадок, содержание которых колеблется от 30 до 50% общего объема. Такие составы имеют высокую степень вязкости, обеспечивают легкий запуск холодного двигателя и сохраняют свои свойства при сильном нагреве. Используются преимущественно в новых автомобилях (например, Quartz 9000 от TotalEnergies).
  • Минеральные. Производятся из сырой нефти методом перегонки и очистки. По характеристикам такие масла существенно уступают «синтетике»: загустевают на морозе, хуже очищают двигатель, при сильном нагреве сгорают и образуют в двигателе отложения.
  • Полусинтетические. В основе «полусинтетики» – те же минеральные масла, но с большим количеством синтетических присадок. Это позволяет улучшить эксплуатационные характеристики и обеспечить стабильность состава. Масла этой группы рекомендуются для двигателей с пробегом.

При выборе моторного масла необходимо учитывать индекс вязкости. Например, смазки 0W30 подходят для эксплуатации при температурах от -35 до + 35 °С.

Трансмиссионное масло

Трансмиссионное масло используется для смазывания деталей коробки передач. По сравнению с обычными моторными маслами материалы этой группы имеют повышенную вязкость и содержат присадки, позволяющие выдерживать более высокое давление.

Трансмиссионное масло подбирается с учетом типа коробки передач. Так, в АКПП смазочные жидкости служат не только для снижения трения, но и для передачи механической энергии по всей трансмиссии, поэтому к ним предъявляются более высокие требования. В качестве альтернативы для «механики» можно рассмотреть продукты TotalEnergies:

  • Traxium Axle 7 80W-90;
  • Traxium AXLE 8 80W-90;
  • Traxium DUAL 9 FE 75W-90.

Как и моторные, трансмиссионные масла делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные. По системе API им присваивается индекс применяемости и качества от GL-1 до GL-6, где GL-1 – жидкости без присадок, предназначенные для МКПП грузовых автомобилей без синхронизаторов, а GL-6 содержат до 8,5% присадок для защиты от износа и предназначены для автомобилей с мощными двигателями.

Хорошие фрикционные и противозадирные свойства позволяют использовать перечисленные масла в двигателях, подвергающихся высоким нагрузкам.

Тормозные жидкости

Продукты этой группы не классифицируются как смазочные материалы или масла, но, по сути, выполняют аналогичные функции. Тормозные жидкости содержит специальные химические вещества, необходимые для защиты системы от преждевременного износа. Чаще всего это этиленгликоль и антикоррозионные присадки, позволяющие выдерживать высокие температуры.

В автомобилях используются 4 типа тормозных жидкостей:

  • DOT-3. Продукт на основе гликоля, выдерживает нагрев до 205 °С.
  • DOT-4. Эти тормозные жидкости тоже имеют гликолевую основу и могут разъедать лакокрасочное покрытие, но не оказывают негативного воздействия на компоненты из резины. Температурная стойкость выше и достигает 230 °С.
  • DOT-5. Радикально отличается от предыдущих типов жидкостей по составу: вместо гликоля здесь используется силикон с пакетом присадок. Благодаря этому жидкости DOT-5 не гигроскопичны, не разрушают лакокрасочные покрытия и резину и сохраняют свои свойства при температуре до 250 °С.
  • DOT-5.1. Наиболее продвинутый тип гликолевых тормозных жидкостей: закипание происходит при температурах свыше 275 °С, что позволяет использовать смазки этого типа в системах, подвергающихся высоким нагрузкам.

Важно: жидкости DOT-5 ни в коем случае нельзя смешивать с другими типами тормозных жидкостей.

Консистентные смазки

Свойства и сферы применения смазок зависят от состава:

  • Кальциевые (солидолы). Используются для смазывания механических узлов, которые не подвергаются высоким нагрузкам и распадаются при нагреве выше 80 °C.
  • Литиевые. Один из самых распространенных типов автомобильных смазок. Литолы могут заменить большинство других смазок и используются как в легковых автомобилях, так и в спецтехнике.
  • Бариевые. По сравнению с литолами, имеют меньший порог термической стабильности, но более устойчивы к влаге. Часто применяются для закладки в шаровые шарниры.
  • Силиконовые. Оптимально подходят в качестве смазки для петель и замков дверей, защиты пластиковых деталей и всевозможных накладок от старения.

В отличие от масел, автомобильные смазки имеют более густую консистенцию и не растекаются в состоянии покоя и приобретают текучесть только при воздействии механической силы.


Не пропустіть